Воспитательная работа
Старайся оставить после себя
больше знаний и счастья, чем их было раньше,
улучшить и умножить полученное нами наследство –
вот на чем мы должны трудиться.
Д. Дидро.
Воспитательная работа на кафедре строится в соответствии с действующим законодательством, локальными нормативными актами. Качественная подготовка студентов предполагает осуществление единого процесса обучения и воспитания. Воспитательная деятельность нацелена на создание условий развития гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, содействии становления студентов как профессионалов.
Воспитательная работа кафедры строится на основе принципов единства воспитания и самовоспитания, последовательности и преемственности в содержании воспитательного процесса.
Для реализации воспитательных целей на кафедре создана социокультурная среда, необходимая для социализации личности, формирования и развития общекультурных и профессиональных компетенций.
Роль профессорско-преподавательского состава в воспитательном процессе определятся тем обстоятельством, что преподаватель является не только источником профессиональных знаний, координатором формирования компетенций, но и активным носителем, проводником общей и правовой культуры.
Гуманистическое взаимодействие преподавателя и студентов является главным воспитывающим фактором, как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности.
Воспитательная работа строится на основе классических методов воспитания, включающих в себя методы формирования мировоззрения; методы организации деятельности и формирования поведения; методы стимулирования и корректировки поведения и деятельности личности.
Основным методом воспитательной работы является метод убеждения, заключающийся в целенаправленном воздействии на сознание и волю студентов с целью формирования у них активной жизненной позиции, уважительного отношения к конституционно-правовым ценностям и идеалам. Систематически проводятся со студентами индивидуальные и групповые беседы, диспуты.
Воспитательная работа строится также на основе метода личного примера, который предусматривает создание преподавателями личного образца поведения для подражания студентами с целью оптимизации процесса социального наследования.
Важное место в системе методов воспитательной работы занимает требование, нацеленное на стимулирование учебной, научной работы студентов либо на пресечение нежелательного поведения.
Метод требования находится в тесной связи с другими методами воздействия. Преподаватели кафедры опираются на достижения отечественной педагогики. В частности, учитывают известное педагогическое кредо, сформулированное А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.
Практика показала, что для студентов, особенного первого года обучения, существенную роль в формировании общекультурных и профессиональных компетенций играет метод приучения, позволяющий наиболее эффективно адаптировать их к правилам поведения в высшем учебном заведении.
Отдельную группу методов воспитательной работы составляют методы, направленные на организацию деятельности и формирование поведения обучающихся. Эффективное воздействие оказывают методы одобрения и осуждения.
Планируя и осуществляя воспитательную работу, преподаватели кафедры учитывают, что в процессе воспитания не бывает одинаковых ситуаций, к каждому студенту необходимо подобрать свой «ключик».
Всем известно, что в воспитании нет мелочей. Воспитательный процесс начинается с порога Филиала. Кафедра использует следующие формы проведения воспитательной работы:
- встречи с абитуриентами и родителями в ходе проведения «Дня открытых дверей»,
- проведение аудиторных занятий,
- индивидуальные и групповые беседы,
- деятельность научных кружков,
- подготовка и проведение научных мероприятий (научных конференций, круглых столов, диспутов, конкурсов на лучшую научную работу),
- встречи с представителями судейского сообщества, мастер-классы экспертов и специалистов по профилю дисциплин.
Достижению воспитательных целей способствует установление тесных связей вуз-работодатель, находящих свое практическое выражение при проведении учебной и производственной практик, при осуществлении рецензирования выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций).
Работа профессорско-преподавательского состава нацелена на формирование таких социально-личностных качеств студентов, как: целеустремленность, организованность, ответственность, гражданственность, повышение их общей и правовой культуры.
В воспитательной работе кафедры можно выделить несколько направлений:
- гражданско-патриотическое (воспитание уважительного отношения к праву и государству, формирование активной жизненной позиции, толерантности);
- учебное (стимулирование студентов к активному познанию правовой действительности, самостоятельному изучению тем, развитию навыков самообразования);
- культурно-эстетическое (знакомство с культурными и научными ценностями, развитие чувства корпоративности и работы в команде);
- научное (стимулирование студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности);
- творческое (выполнение контрольных заданий через призму инновационного подхода; участие в качестве членов жюри на студенческих конференциях);
- духовно-нравственное (призвано обеспечить влияние на сознание и волю студентов с целью формирования у них профессиональной этики юристов, всестороннего развития духовного мира студентов).
Преподавателями кафедры стимулируются и поддерживаются стремления студентов принимать участие в мероприятиях патриотического, научного, культурного, спортивно-оздоровительного плана.